Минск, пр. Независимости, 77, офис 45
Оставьте заявку, и наш менеджер свяжется с вами
Нажимая на кнопку, я даю своё согласие на взаимодействие и обработку персональных данных
Сообщение об успешной отправке!
Оставьте заявку
или заполните анкету предварительного планирования
Заказать услугу
Заказать услугу
Оставьте заявку
или заполните анкету предварительного планирования

Безналоговая ликвидация организации: почему важен аудит на этом этапе

/
Главная
/
Безналоговая ликвидация организации: почему важен аудит на этом этапе
Блог
Безналоговая ликвидация организации: почему важен аудит
на этом этапе
Безналоговая ликвидация организации:
почему важен аудит на этом этапе
Безналоговая ликвидация
организации: почему важен аудит на этом этапе
03cДокументы для проведения аудита
02cТребования к аудиторам
01сОсобенности проведения независимой оценки при ликвидации
Содержание
Главный аудитор
Екатерина Колесникова
Время прочтения
Дата изменения
18 мая 2024
15 минут
04cАлгоритм проведения аудита при добровольной ликвидации
05cРезультат аудита и случаи допроверок налоговыми органами
Дата публикации
07 декабря 2023
Рассмотрим основные особенности проведения аудита: сроки, объекты и субъекты, цели проведения, в статье будет определена целесообразность аудита, его отличия, преимущества и недостатки по сравнению со стандартной налоговой проверкой. Также затронем тему, необходима ли дополнительная налоговая проверка после аудита и в каких случаях она проводится.
В случае заявления плательщика о самоликвидации помимо стандартной налоговой проверки можно выбрать альтернативный вариант — проведение аудита, то есть независимой оценки всей хозяйственной деятельности субъекта. Данное правило закреплено в Декрете №1, в пункте 2, подпункте 2.8. Также с правилами и особенностями проведения аудита можно ознакомиться в Постановлении Совмина №500 и Положении №500, принятом им же.

Особенности проведения независимой оценки при ликвидации

В указанных случаях вместо налоговой инспекции может проводиться независимая оценка при ликвидации. Это особый тип аудита налогов и других вопросов, связанных с кадровой и бухгалтерской политикой. Она позволяет ИП и организациям с различной формой собственности ускорить процесс ликвидации. Также в результате ее проведения могут быть выявлены определенные нарушения, которые можно устранить и тем самым избежать наложения штрафов и иных взысканий от налоговых органов. Подобный аудит приветствуется и налоговыми органами, так как позволяет сократить сроки и количество проверок хозяйственных субъектов.
В случаях, когда плательщики не осуществляют деятельность или проводят ее с нарушениями, налоговые органы имеют право на вмешательство в деятельность данных субъектов. Могут проводиться разъяснительные беседы, в которых определяются способы устранения проблем или поднимается вопрос о целесообразности дальнейшей деятельности и необходимости ликвидации. Основанием может стать отсутствие деятельности, в этом случае соответствующее заявление должно быть подано в соответствующий орган по регистрации. К нему и прилагают результаты независимой аудиторской проверки.
Организации, которые имеют право оказывать услуги независимой оценки деятельности, указаны и регламентированы в пункте 2 Декрета Совмина №1. В список входят:
Перечень вопросов, который подлежит рассмотрению при проведении процедуры независимого аудита, установлен законодательством и регламентирован Декретом №1:
Аккредитованные аудиторские организации.
Индивидуальные предприниматели, оформленные соответствующим образом как аудиторы.
Наличие или отсутствие у аудируемого субъекта любых действующих и непрекращенных обязательств перед органами таможни.
Своевременность уплаты налогов, их полнота и правильность начисления всех взносов, уплата установленных сборов, пошлин, в том числе и обязательные отчисления в целевые фонды бюджета.
В указанных случаях вместо налоговой инспекции может проводиться независимая оценка при ликвидации.
Наличие и правильность оформления трудовых договоров при привлечении в деятельности ИП иных физлиц.
Полное и своевременное исполнение обязательств по обязательному страхованию от профессиональных и иных заболеваний, наличие страховки от несчастных случаев.

Основания для проведения независимой аудиторской проверки при ликвидации:

02
Проведение деятельности с нарушениями законодательства
03
Необходимость вмешательства налоговых органов в деятельность плательщиков
01
Отсутствие деятельности у плательщика
04
Проведение разъяснительных бесед для определения способов устранения проблем или вопроса о целесообразности дальнейшей деятельности и необходимости ликвидации
05
Подача соответствующего заявления о ликвидации в орган по регистрации
06
Ускорение процесса ликвидации путем проведения независимой оценки при ликвидации
07
Возможность выявления определенных нарушений в результате проведения независимой аудиторской проверки
08
Поддержка налоговыми органами проведения подобного аудита в целях сокращения сроков и количества проверок хозяйственных субъектов

Требования к аудиторам

Все требования как к аудиторским организациям, так и к индивидуальным предпринимателям с правом осуществления подобной деятельности, изложены в Положении №500, п.2. Согласно документам, обязательными к исполнению являются следующие моменты:
Самостоятельно проверить наличие у выбранного аудитора или аудиторской компании соответствующих полномочий можно в специальном реестре на сайте Минфина.
Наличие договора страхования гражданской ответственности, который должен покрывать любое причинение вреда в случае осуществления аудиторами их профессиональной деятельности.
В штате компании должен быть как минимум один аудитор с практическим подтвержденным стажем не менее 3 лет. Для ИП требования аналогичны, то есть сам аудитор должен осуществлять данную деятельность не менее чем 3 года.
Читайте также
Критерии проведения обязательного аудита в 2024 году

Документы для проведения аудита

Субъект хозяйственной деятельности, который прибегает к независимому аудиту, имеет ряд обязательств. К ним в первую очередь относится предоставление аудиторам актуальной информации по запросу, а также доступ ко всей необходимой документации.
При проведении любых аудиторских проверок и оказании данного рода услуг должен быть заключен договор, он заключается в письменной форме в нескольких экземплярах и обязательно подписывается обеими сторонами до подачи заявления о ликвидации. При подаче документов в контролирующие органы субъект хозяйствования отдельно указывает наличие договора о проведении независимой аудиторской проверки. Далее номер договора с указанием организации, согласно Положению о ликвидации, вносится в соответствующие документы в приложении к заявлению.
Например, при аудите нужны документы, которые позволят проверить все предусмотренные законодательством аспекты хозяйственной деятельности, отчетность по ней. При непредоставлении соответствующих бумаг аудитор может прервать договор об оказании услуг и отказаться от дальнейшего проведения работы.
Согласно Закону об аудиторской деятельности проверяющему должны быть предоставлены:
Согласно Налоговому кодексу, при проведении аудита проводится проверка соблюдения законодательства по налогам и сборам за срок не более пяти лет, предшествующим году, в котором было подписано решение о проверке. ПО иным вопросам, которые относятся к компетенциям налоговых и таможенных органов, длина периода подлежащего проверке составляет три года.
Справка
Все существенные условия договора регламентированы и закреплены в Законе об аудиторской деятельности, статья 25, пункт 2.
Регистры бухгалтерского учета.
Вся первичная документация и учетные документы.
Отчетность по бухгалтерской и финансовой деятельности.
Иные документы о хозяйственной деятельности субъекта.
Справка
При некачественном проведении аудита заказчик, согласно статье 17 Закона об аудиторской деятельности, имеет право получить возмещение причиненных убытков.
Справка
Внесение необходимых страховых взносов в организацию Белгосстрах проверяется за последние три года, которые предшествовали году проверки. Также проводится обязательная проверка с начала текущего года до даты принятия решения и подачи заявления о ликвидации. Контроль таможенными органами может проводиться до истечения трех лет с даты наступления обстоятельств, регламентированных в пунктах 7 – 15 статьи 14 ТК ЕАЭС. В отдельных случаях этот срок может быть продлен до 5 лет.

Алгоритм проведения аудита при добровольной ликвидации

Далее будут приведены шаги, необходимые для проведения аудита ликвидируемому юрлицу.

Шаг 1: Анализ финансового состояния

Основной целью этого этапа является определение стоимости активов и обязательств. Специалисты по аудиту анализируют балансовую и финансовую отчетность, проверяют активы, включая недвижимость, оборудование, запасы и долгосрочные инвестиции. Оценка активов помогает определить, сколько ресурсов может организация распределить для погашения своих обязательств перед кредиторами и другими заинтересованными сторонами.
1.
2.
Оценка активов и обязательств.
Выявление возможных финансовых несоответствий.
На этом этапе аудиторы проводят всесторонний анализ финансового положения организации, чтобы оценить ее финансовую устойчивость и подготовленность к процессу прекращения деятельности. Этот этап представляет собой ключевой аспект.
На этом этапе аудиторы стараются выявить потенциальные финансовые риски и несоответствия, которые могут повлиять на процесс. Это включает проверку наличия неоплаченных налогов, неутвержденных расходов, долгосрочных обязательств и других финансовых обязательств. Выявление таких несоответствий помогает избежать неприятных ситуаций в процессе ликвидации и обеспечивает честность перед заинтересованными сторонами.
Анализ финансового состояния позволяет оценить реальные финансовые возможности юрлица для завершения процесса. Этот этап помогает выявить возможные проблемы, связанные с недостаточностью средств для погашения обязательств, что позволяет разработать стратегию для минимизации рисков и обеспечения гладкого завершения добровольной ликвидации.
Анализ финансового состояния

Шаг 2: Анализ управления активами и обязательствами

На данном этапе специалисты по аудиту анализируют, как юрлицо использует свои активы. Это включает в себя рассмотрение эффективности использования недвижимости, оборудования, материалов и других ресурсов. Оценка включает в себя анализ степени использования активов, их рентабельности и возможных путей оптимизации. Специалисты по аудиту ищут потенциальные области снижения затрат и повышения эффективности управления активами.
1.
2.
Оценка эффективности управления активами.
Анализ обязательств и долгосрочных обязательств.
На втором этапе аудита при добровольном упразднении осуществляется анализ того, как организация управляет своими активами и обязательствами. Этот этап направлен на оценку эффективности использования ресурсов и на проверку финансовой стабильности.
Аудиторы анализируют обязательства перед кредиторами, включая долгосрочные обязательства. Этот этап позволяет определить финансовую устойчивость в условиях ликвидации. Специалисты по аудиту оценивают способность организации выплачивать долгосрочные обязательства и убедиться в наличии необходимых ресурсов для этого.
Анализ управления активами и обязательствами помогает оценить, насколько компания готова к завершению своей деятельности. Он позволяет выявить эффективность использования активов, что может привести к оптимизации расходов и максимизации ресурсов для погашения обязательств. Также этот этап позволяет убедиться в том, что организация способна справиться с выплатами долгосрочных обязательств, что важно для поддержания доверия к себе.

Шаг 3: Проверка соответствия законодательству

Аудиторы проанализируют все необходимые юридические документы, связанные с процессом ликвидации. Это включает убедительное подтверждение наличия всех разрешений, лицензий и необходимых документов для завершения деятельности. Анализ юридической документации помогает убедиться в том, что организация действует согласно закону.
1.
2.
Анализ юридической документации.
Убеждение в соблюдении налоговых и правовых норм.
На этом этапе специалисты по аудиту проводят детальную проверку того, насколько организация соблюдает законодательные требования и правовые нормы. Это включает анализ юридической документации и убеждение в соблюдении налоговых и правовых норм.
Аудиторы проверяют, что юрлицо соблюдает все налоговые и правовые нормы. Это включает в себя анализ налоговых отчетов, убеждение в том, что оно не имеет задолженностей перед налоговыми органами, а также соблюдение других требований, предусмотренных законодательством.
Проверка соответствия законодательству гарантирует, что процесс ликвидации будет проводиться с учетом всех юридических и налоговых требований. Это помогает предотвратить возможные правовые и финансовые проблемы, связанные с невыполнением требований законодательства. Также это способствует сохранению репутации организации и доверия со стороны заинтересованных сторон в ходе процесса.

Шаг 4: Оценка рисков и обеспечение прозрачности

Специалисты по аудиту выявляют возможные риски, которые могут возникнуть в процессе прекращения деятельности. Это может включать финансовые риски, правовые сложности, непредвиденные обязательства и другие факторы, которые могут повлиять на успешное завершение ликвидации. Выявление таких рисков позволяет разработать стратегии по их минимизации или предотвращению.
1.
2.
Выявление потенциальных рисков и препятствий для ликвидации.
Обеспечение прозрачности процесса ликвидации для заинтересованных сторон.
На этом этапе аудиторы проводят анализ потенциальных рисков и обеспечивают прозрачность всего процесса. Этот этап направлен на выявление возможных препятствий и обеспечение честной и информативной коммуникации с заинтересованными сторонами.
Аудит способствует обеспечению прозрачности процесса для всех заинтересованных сторон. Аудиторы предоставляют объективную информацию о финансовом состоянии организации, ее обязательствах и планах на завершение добровольной ликвидации. Это создает доверие со стороны кредиторов, инвесторов, партнеров и других заинтересованных лиц.
Оценка рисков и обеспечение прозрачности помогают снизить возможные негативные последствия в процессе. Выявление рисков позволяет разработать планы по их управлению, что способствует более гладкому завершению процесса. Обеспечение прозрачности улучшает коммуникацию между организацией и ее заинтересованными сторонами, что способствует поддержанию хороших отношений и управлению ожиданиями в ходе ликвидации.

Результат аудита и случаи допроверок налоговыми органами

Заключение о проведении аудита и составленный по форме отчет, согласно Положению №500, должны быть предоставлены не менее чем в 5 экземплярах. Полученные отчеты субъект хозяйствования подлежащий ликвидации предоставляет:
 После окончания проверки аудиторская организация или ИП обязаны представить письменное заключение в установленной форме, а также составить отчет об оказании услуг по независимой оценке. Согласно Положению №500 в документы должна быть включена следующая информация:
Указанные документы предоставляются в перечисленные организации в течение 20 рабочих дней со дня представления заявления о ликвидации юрлица или прекращения деятельности ИП.
Общее правило гласит, что независимый аудит может заменить налоговую и иные типы проверок государственными органами при ликвидации субъектов хозяйственной деятельности. Однако, при несовпадении информации, находящейся в компетенции налоговых органов, с той, которая указана в аудиторском отчете, могут быть назначены дополнительные проверки.
Период, за который проведена проверка.
Наличие или отсутствие у указанного субъекта обязательств перед таможенными органами.
Пример:
Расхождение суммы налоговой базы по НДС указанной в аудиторском отчете с информацией, которая зарегистрирована в документах инспекции МНС. Для установления факта полного возмещения выплат в бюджет инспектор проведет проверку независимо от предоставленных аудиторских заключений.
Помимо указанных выше оснований, проверка налоговыми органами будет проведена, независимо от результатов аудита, если в указанный период у организации подлежащей ликвидации или ИП был осуществлен возврат из бюджета НДС на сумму более 3000 базовых величин.
Наличие или отсутствие у данного субъекта задолженностей по уплате предусмотренных налогов, сборов, страховых взносов, обязательных отчислений и иных платежей.
Соблюдение требований о привлечении физлиц к деятельности ИП по гражданско-правовым договорам.
Справка
Все выявленные при проведении аудита нарушения должны быть устранены объектом хозяйствования, а соответствующие исправления вносятся в отчет и налоговые декларации. Срок для исправления всех выявленных несоответствий не должен превышать 30 дней с даты подачи заявления о ликвидации. Согласно регламенту, установленному Положением №500, если указанные в отчете нарушения не будут устранены в 30-дневный срок, госорганы вправе назначить дополнительную проверку.
При наличии — задокументированные факты нарушения законодательства с указанием НПА.
Должности и ФИО руководителей или иных лиц, ответственных за организацию и ведение всех типов учета, а также обязательное указание о периоде их работы на соответствующих должностях во время проведения проверки.